- Помните, что не все друзья настоящие! Поэтому будьте бдительны и не доверяйте всем, кого встретите.
- Потратьте какое-то время на то, чтобы понять, что они настоящие друзья, которые не разболтают все ваши секреты, вещи, которые могут смутить вас и привлечь к вам ненужное внимание.
- Будьте дружелюбными, но в меру. Не все люди добрые, и некоторые могут воспользоваться вами. Не бойтесь принимать свои решения.
- Не распускайте слухи. Это только разрушит дружбу.
- Не стоит слишком стараться впечатлить группу людей только потому, что у них высокий статус – намного лучше встретить людей, которые остаются самим собой, несмотря на то, что у них есть.
- Не нужно просто подходить к кому-то и вываливать на него все свои проблемы. Некоторые люди сочтут это странным. Просто расскажите им достаточно о себе, чтобы они могли считать вас другом.
- Если с дружбой не складывается, не бойтесь завести новую дружбу. Со временем вы должны найти классных друзей. Если вы потерпели неудачу, просто попробуйте еще раз.
- Что касается друзей, то тут важно качество, а не количество. Обычно достаточно завести одного-двух лучших друзей.
Каждый человек в своей жизни испытывал страх. Страхи – своего рода проявление инстинкта самосохранения. Они помогают избежать некоторых действительно опасных ситуаций (например, глубина, высота, опасные незнакомцы и т.п.), но часто мешают принять важное решение или совершить необходимый поступок. Самые распространенные страхи школьников – страх темноты, одиночества, плохих оценок, ошибок, наказания, отвечать у доски, страх быть изгоем в классе.
Поэтому, если Вы имеете какие-либо страхи, не стоит на эту тему переживать и комплексовать, так как все мы люди, а значит, тоже чего-то боимся. Но это не означает, что вы должны жить в постоянном и подавляющем страхе. Ваша задача, если не получается полностью избавиться от страха, научиться жить с ним – то есть сделать так, чтобы страх не лишал нас способности действовать. Что для этого можно сделать?
Назвать его (например, страх темноты или придумать любое имя), вспомнить, когда он у вас появился (например, после просмотра игры со страшными персонажами на планшете старшего брата). Попробуйте конкретизировать, что именно вы боитесь (не просто «боюсь темноты», а что именно может быть страшного в темной комнате), собрать информацию о том, что вызывает страх (что такое темнота, как распространяются звуки в пространстве, какие реальные опасности могут быть в темноте и т.п.), поговорить о страхе и предмете страха с теми взрослыми или друзьями, которым ты доверяешь.
В основе страха быть изгоем в классе может лежать низкая самооценка, в основе страха отвечать у доски – недостаток навыков публичного выступления. Это поможет вам выбрать правильный путь для развития недостающих качеств и навыков, после чего страх уйдет сам.
Можно придумать сказку или историю про свой страх, где вы с ним справились. Можно нарисовать свой страх на листике и покидать в него дротики или порвать, смять закопать.
Не избегайте пугающих вещей, периодически намеренно старайтесь попадать в ситуацию, которая пугает. Привычка помогает снизить страх. Понемногу начинайте бороться с теми вещами, которые вас пугают. Например, если вы боитесь пауков, начните бороться с маленькими пауками у вас дома и постепенно беритесь за больших.
В ситуации, вызывающей страх, можно использовать дыхательные техники. Когда вы напуганы, вы, как правило, начинаете учащенно дышать, что усиливает ваши страхи. Сделайте глубокий полный вдох и полностью расслабьте все тело. Делая выдох, постепенно расслабьте каждую мышцу, от плеч до ступней. Или можно сделать глубокий вдох, немного втянуть подбородок и сделать решительный шаг на встречу предполагаемой опасности. Если очень страшно, можно сделать два вдоха и выдоха, но не больше, иначе эффект пропадает.
Эта древняя японская терапия настолько проста, что прибегать к ней можно хоть на уроке, хоть на экзамене и выступлении, и никому не придет в голову, что вы только что на их глазах произвели манипуляции для того, чтобы перестать нервничать!
Акупрессура(точечный массаж) — лечение и профилактика заболеваний через давление на определённые точки тела. Эта древняя японская техника помогает справиться с тревогами и депрессией. Маленькие дети знают эти способы: они самостоятельно успокаиваются, посасывая пальцы. Мы несознательно скрещиваем пальцы, если замыкаемся и нервничаем. И не придаем значения тому, почему так делаем. На самом деле эти действия стимулируют энергетические меридианы, которые играют важную роль в акупрессуре.
Итак, нужно потереть пальцы на обеих руках достаточно интенсивно, массажируя фаланги в течение 2-5 минут. Затем обхватите палец так, чтобы почувствовать в нем пульсацию. Если вы сразу чувствуете пульс, удерживайте палец, пока пульс не замедлится. В зависимости от того, на что нужно воздействовать, выбирайте нужные пальцы:
Большой палец — это беспокойство, которое испытываем мы в новой обстановке (потому дети именно ему уделяют повышенный интерес, когда беспокоятся). Если вы помассажируете большой палец, это поможет расслабиться, абстрагироваться от забот, успокоиться, улучшить самооценку и лучше высыпаться.
Указательный палец — это страхи, вплоть до фобий. Если боитесь, испытываете панический ужас, разотрите указательные пальцы на руках. Жизненный тонус и сила воли, способность контролировать и совершенствовать свой внутренний стержень, побеждать страхи и бороться со слабостями — те позитивные перемены, которых можно достичь при помощи массажа указательного пальца.
Средний палец — кстати, вы легко догадаетесь, за что отвечает он. Конечно, это гнев! Стрессы, злость, справедливый гнев — разрушительные эмоции для организма. Они заставляют сердце работать в сверхрежиме, сосуды — с перегрузками, и частые головные боли — закономерное следствие, если это состояние нередко. Массаж среднего пальца нормализует эти проявления.
Безымянный палец — это печаль, депрессия, и если вы испытываете грусть, стоит уделить внимание безымянному пальцу. Психологически будет легче преодолеть барьеры, воспринимать вещи в более светлых тонах и противостоять проблемам, если вы возьмете за практику массаж безымянного пальца, то ваша жизнь легко станет качественно совершенно другой.
Мизинец отвечает за самооценку. Неуверенность, сомнения, дискомфорт — потрите, помассируйте пальчик, и преодолеть эти ощущения будет значительно легче! Кровоток, который улучшается с массажем мизинца, способствует работе мозга. Поэтому и светлый разум, и готовность активно участвовать в делах — понятно, почему вы сумеете стать более продуктивным.
Массаж ладоней как завершение процедуры Джин Шин Джитсу (так называется эта техника) — высвобождает позитивную энергию. Поэтому мы несознательно потираем ладони, если «дело сошлось» и радостно предвкушая успех. Это тоже точка гармонизации, поэтому массаж ладоней обеспечит положительное мышление и сделает жизнь более упорядоченной.
Для интересующихся психологией
- Коломинский Я.Л. «Человек: психология»
- Платонов К. «Занимательная психология»
- Жо Годфруа «Что такое психология» – в 2-х томах
- Аллан и Барбара Пиз «Язык телодвижений»
- Владислав Яровицкий «Мой первый учебник по психологии: Книга для подростка»
- Шостак В.И. «Природа наших ощущений: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов»
- И.В. Вачков «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников»
- Дик Свааб, Ян Паул Схюттен «Ты — это твой мозг. Все, что ты захочешь узнать о своем мозге»
- Джон Кехо «Сила разума для детей»
- Наталия Кедрова «Азбука эмоций»
О важном (подростковый возраст, неуверенность, беспокойство, отношения с друзьями, родителями и т.д.)
- Джефф Кинни «Дневник слабака», «Дневник слабака-2», «Дневник слабака-3»
- Ди Снайдер «Курс выживания для подростков»
- Галина Тимошенко «50 лайфхаков: психологические квесты»
- Оскар Бренифье «Смысл жизни», «Любовь и дружба», «Что такое чувства?», «Большая книга характеров» и другие книги автора
- Франсуаза Буше «Я люблю других», «Волшебная жизнь», «Книга, которая сделает тебя самым счастливым», «Веселая книжка с заданиями, которая научит, как укротить родителей», «Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не умеет читать» и другие книги автора
- Светлана Ермакова, Леонид Жаров «Как жить когда тебе двенадцать?»
- Ирина Чеснова «Как стать взрослым?»
- Ирина Млодик «Если они смогут встретиться, или твой навигатор по дружбе»
- Мария Суркова «От 14 и старше: советы и лайфхаки»
- Андрей Максимов «Прочистите ваши уши. Многослов-3: первая философская книга для подростков»
- Эндрю Мэтьюз «Прорвемся! Как справиться с проблемами»
- Катя Чубукина «Школа. Выжить и победить. Практические советы школьного психолога»
- Джеймс Паттерсон и Крис Теббетс «Средняя школа. Худшие годы моей жизни»
- Велла Кассар «Я не люблю учиться!»
- Людмила Петрановская «Что делать, если ждет экзамен?»
- Дженнифер Море-Мальинос «Если родители расстались…»
- Андрей Максимов «Как перевоспитать трудных родителей и другие проблемы, которые должен решать «разведчик»-подросток»
- Лариса Суркова «Как здорово быть с родителями. Иллюстрированная психология для детей»
- Хьюард Дардиг «Давай договоримся! Книга о договорах для детей и их родителей»
- Сэнди Хантер «Родители. Как добиться от них того, чего хочется»
- Елена Кравцова, Марина Кравцова «Мыльные бомбы, или Как избежать конфликтов»
- Алексей и Марина Афанасьевы «Красные кнопки общения»
О том, что хотели узнать, но боялись спросить (изменения в теле, отношения с противоположным полом)
- Анита Найк «Практическая психология для девочек, или как относиться к себе и мальчикам»
- Джерри Бейли «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители»
- Мелиса Холмс, Триш Хатчисон «Девчонкология: путеводитель для девчонок по всяким важным вещам»
- Балашов Кирилл Владимирович «Из чего же, из чего жесделаны наши мальчишки? Книга для мальчиков»
- Виолетта Хамидова «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? Книга для девочек»
- Бабич Виолетта «Книга для каждого мальчика», «Книга для каждой девочки»
- Александр Зотов «Мальчишкам о девчонках»
- Землянская М. «Только для мальчиков. Практическая психология»
О том, как стать успешным
- Томас Армстронг «Ты можешь больше, чем ты думаешь»
- Мэг Джей «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом»
- Дейл Карнеги, «Как перестать беспокоиться и начать жить», Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
- Шон Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров»
- Джон Пехо «Подсознание может все»
- Андрей Курпатов «27 верных способов получить то, что хочется»
- Уильям Зинсер «Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов»
- Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить»
- Еланская А. «Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения: энциклопедия»
- Мюндеманн Хавас «Как стать самым умным: 300 упражнений для развития умственных способностей»
- Серия «Интересно» издательства «Феникс-премьер»: «Как стать самым умным?», «Как стать самым счастливым?», «Как стать самым сильным?»
- Кен Ватанабе «Учимся решать проблемы. Простая книга для умных людей»
- Виктория Тундалева «Как выбрать профессию в 17 лет»
- М. А. Бендюков, И. Л. Соломин «Ступени карьеры. Азбука профориентации»
- Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка»
- Шефер Бодо «Мани, или азбука денег»
1-й шаг. Понаблюдать за собой. Что вы чувствуете в первые минуты стресса? Что с вами происходит, когда вы теряете самообладание. Это поможет точно и своевременно замечать, что вы вступаете в “зону стресса” и теряете самоконтроль.
2-й шаг. Найдите способы остановки самого себя. На первой же стадии стресса нужно взять перерыв и усилием воли прервать свое деструктивное действие.
Для этого:
— сделайте паузу в общении (помолчите несколько минут, вместо того чтобы с раздражением отвечать на несправедливое действие или замечание);
— выйдите из комнаты;
— переместитесь в другую, отдаленную часть комнаты;
— отвернитесь и посмотрите в окно.
3-й шаг. Переведите свою энергию в иную форму деятельности. Займитесь чем-нибудь, что даст возможность снять напряжение. Если вы находитесь на работе:
— переберите свои деловые бумаги, полейте цветы и пр.;
— выйдите в коридор и поговорите с симпатичными вам людьми, детьми;
— подойдите к окну, посмотрите на небо, деревья, идущих по улице людей. Попробуйте вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;
— зайдите в туалетную комнату и 2–3 минуты подержите ладони под холодной водой.
Такой перерыв практикуйте как можно чаще в те моменты, когда вы чувствуете, что теряете самоконтроль в стрессовой ситуации. Важно, чтобы действие остановки себя вошло в привычку.
4-й шаг. Серьезно подумайте о том, какие моменты в работе помогают вам снять напряжение? Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? Постарайтесь каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят вам удовлетворение и радость.
Как сбросить напряжение
Практические психологи выделяют две группы методов, позволяющих человеку сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться. Условно их называют естественными и искусственными методами. К естественным методам относятся все “секреты”, помогающие человеку самому восстановить внутренний эмоциональный баланс дома или на работе и прийти к равновесию в стрессовой ситуации.
По кругу с участниками встречи проводится обсуждение, какие естественные способы помогают расслабиться на работе и дома. Педагоги называют в основном такие средства самопомощи в стрессе:
— Физическая нагрузка (спорт, прогулка, уборка и др.). Большинство отмечают, что важно немного физически устать и тогда психологическая усталость проходит, раздражение заметно снижается, а то и совсем исчезает.
— Вода (плавание в бассейне, водные процедуры: ванна, душ, баня, сауна).
— Увлечения (общение с детьми, прогулка с животными, машина, чтение и др.).
— Общение со спокойными, оптимистичными людьми.
К искусственным методам самопомощи относятся целенаправленно созданные психотехнические упражнения для управления самим собой в стрессовой ситуации.
Важно знать некоторые из них, чтобы использовать в моменты нарастания внутреннего напряжения. Данные упражнения помогают не “выплескивать” раздражение на других, избежать обычных отрицательных последствий: не наговорить обидных слов, сохранить свое здоровье, уверенность в себе, избежать мучительных раздумий о своих реальных и мнимых ошибках.